Передать опыт: для чего нужна система наставничества
Старший товарищ, наставник, учитель – в самой практике передачи опыта от старшего поколения к младшему нет ничего нового, но совсем недавно её можно было отнести к разряду «хорошо забытых», а сейчас система наставничества не просто возрождена, но и активно развивается. Наставникам предстоит обеспечить конкурентоспособность российских специалистов на мировом уровне и донести до подрастающего поколения квинтэссенцию опыта, ценностей и традиций. В национальном проекте «Образование», утверждённом в конце 2018 года, наставникам отведена одна из ведущих ролей, и сыграть её предстоит «на отлично».

В нацпроекте значится, что к 2024 году как минимум 70% школьников должны получить наставников в рамках различных проектов: «Учитель будущего», «Современная школа», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка», «Новые возможности для каждого», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда» и «Социальная активность». Есть как минимум 5 амплуа, в которых может выступить наставник, чтобы помочь своим ученикам добиться успеха.

1. Проводник.

Ещё 10-15 лет назад школьники, поступая в университет, понимали, что их ждёт в ближайшем будущем, а сейчас перспективы не так однозначны. Чтобы сориентироваться в сложной и неоднозначной обстановке, нужны те, кто взрослее и опытнее: эту роль и сыграют наставники, которые помогут ученикам определиться с целями и средствами для их исполнения.

2. Друг

Сфера образования уходит от простой трансляции знаний с периодической проверкой того, насколько хорошо они усвоены. Учителя нового поколения больше общаются с детьми – всё идёт к тому, что в будущем подход станет максимально персонализированным, а для этого наставнику нужно стать другом для ребёнка и узнать его по-настоящему хорошо.

3. Вдохновитель

Педагог-наставник отлично ориентируется в современных реалиях и владеет нужными навыками, в том числе гибкими, чтобы вдохновлять своих учеников и говорить с ними на одном языке. В списке необходимых soft skills – межкультурная компетентность, критическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность, владение цифровыми технологиями на продвинутом уровне и, конечно, отличные ораторские способности.

4. Родитель

Не в буквальном смысле – речь идёт о семьях с детьми в трудных жизненных ситуациях, где индивидуальный подход и искреннее участие необходимы, потому что дома ученики по разным причинам могут не получать достаточно внимания. В таком случае нацпроект предполагает участие куратора, который помогает найти самого подходящего наставника для каждого ребёнка.

5. Лидер

Наставничество может быть и групповым: педагог привлекает к процессу родителей, успешных выпускников, экспертов, психологов – тех, кто может помочь ученикам преодолеть все барьеры на пути к их цели в жизни.

Предполагается, что эффективность наставничества помогут оценить онлайн-анкеты, но главную роль сыграет мотивация самих педагогов – стать примером для учеников смогут только те, кто заинтересован и в собственном непрерывном развитии. Узнать подробности московские педагоги смогут совсем скоро13 декабря: представители Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» по инициативе Министерства просвещения проведут семинар по вопросам развития института наставничества в бизнес-центре «Новослободский». Начало – в 12:00.

«Московская электронная школа» – это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, один из ключевых проектов столичной системы образования для учителей, детей и родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах Москвы. В списке сервисов МЭШ: многофункциональные сенсорные панели вместо меловых досок, цифровые учебники и тесты, электронный дневник, журнал и база сценариев уроков – Библиотека МЭШ. Проект был запущен в 2016 году, сейчас им пользуются уже более 55 000 учителей, и их количество постоянно растёт.

Стандарт лекций уходит в прошлое, но задача учителя остаётся прежней – увлечь каждого и сделать обучение эффективным. Как же добиться успеха? Педагогам помогают новые техники и обучающие практики, ставшие общемировыми трендами, среди которых почётное место занимает геймификация – трансформирование образовательных процессов в викторины, квесты и онлайн-игры.

Футурологи и аналитики дают роботизации ещё 10 лет на подготовку: по прогнозам специалистов, к 2030 году доля рабочих мест, занятых роботами на рынках труда западных стран, вырастет до 40%. Значит ли это, что постепенно машины оставят людей без работы? Вовсе нет! Роботизация даёт людям плюсы и кроме очевидных: место под солнцем, которое займут специалисты будущего, зависит в первую очередь от них самих. Мы приведём главные доводы в пользу выхода роботов на рынок труда.

Учебный год в разгаре, а вместе с уроками для школьников началась подготовка к олимпиадам и выпускным экзаменам. Каждый год по всей стране проводится Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам, и ученики московских школ традиционно показывают хорошие результаты – в последний раз призёрами (742) и победителями (204) олимпиад стали ученики 228 школ города. Медали, призы и поступление в вуз вне конкурса, умение решать задачи в сжатые сроки и работать над собой – это ещё далеко не всё, что могут дать олимпиады и экзамены. Как к ним подготовиться правильно? Команда «Города образования» собрала лайфхаки для учителей, школьников и их родителей.

Сказкотерапия применяется как способ передачи важной информации, богатого опыта и истории общества, а также инструмент для решения проблем и развития талантов. Популярный способ воспитания можно применять и в школе, и дома, чтобы привить детям правильные навыки поведения: моральные нормы, заложенные в сказках, ребёнок может легко примерить на себя, а совместное создание волшебной истории поможет развить креативность. Истории, которые можно читать и сочинять детям и взрослым, несут в себе разную смысловую нагрузку и преследуют различные цели.

Аббревиатура LLL означает life-long learning – непрерывное обучение. Понятие существует с 1993 года и означает добровольное стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Такие причины есть у каждого: для того, чтобы добиться успеха в стремительно меняющемся мире, образование необходимо, и обновлять знания и навыки нужно постоянно.

Как получить то, чего у вас никогда не было? Делать то, чего вы никогда не делали! Научиться мыслить нестандартно и повысить продуктивность можно с помощью мыслительных методик, которые под силу каждому вне зависимости от возраста.

Онлайн-обучение – это удобно, доступно и зачастую даже бесплатно, но для того, чтобы сделать любые курсы эффективными, нужно учесть главные образовательные тренды. Мы собрали короткий гайд по самым актуальным направлениям учёбы в сети.

Технологии развиваются, и это отражается на всём, в том числе и на обучающих практиках. Какие термины нужно знать учителям нового поколения, чтобы найти общий язык со своими учениками и привить им навыки, необходимые для успешного развития карьеры в современном мире? Мы составили ТОП-5 терминов сферы образования, которые нужно знать каждому, кто хочет успешно учить и учиться.

Инновации и технологии окружают нас везде и скоро могут стать привычной частью школьной программы. Институт развития интернета (ИРИ) предложил включить в неё уроки будущего: основы цифровой грамотности и программирование, работу с big data, решение изобретательских задач, изучение квантовых технологий и искусственного интеллекта, киберспорт, робототехнику, VR-архитектуру и web-дизайн.

Редкие исторические документы появились в МЭШ с марта – в свободном доступе размещены альбомы с фотографиями Москвы с военных лет до сегодняшних дней, а теперь архив пополнился альбомом «Москва 1990–2000-х годов в фотографиях».

Олимпиада Мегаполисов – международное командное соревнование школьников, которое ежегодно проводится в Москве по инициативе Мэра Сергея Собянина. Участие в интеллектуальном состязании принимают ученики в возрасте 14-18 лет из крупнейших городов мира.

Время заседания неформальной рабочей группы назначили во время проведения третьего Московского международного форума ключевые спикеры «Города образования»: Мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и глава департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

«Город образования-2019» стал рекордным не только по числу гостей, но и по уровню технологий: в 75-м павильоне ВДНХ презентовали самые передовые образовательные инновации. Технологии XXI века стремительно развиваются – то, о чём писали фантасты, не только воплотилось в жизнь, но и превзошло самые смелые ожидания. О пяти вещах из фантастических книг, показанных на форуме «Город образования» – в нашем материале.

Съезд традиционно организует перед началом учебного года Межпредметная ассоциация столичных учителей. В этом году педагоги Москвы и регионов провели собрание в рамках самого крупного в мире международного образовательного форума «Город образования», чтобы не только обменяться опытом, но и принять участие в выставочной и деловой программе.