• /
  • /
Год – новый, тренды – прежние: что останется актуальным в сфере образования в 2020 году
Одним из главных трендов уходящего года можно назвать практичность: во всех сферах наблюдается тенденция к созданию инструментов, созданных для решения конкретных задач. Это касается и сферы образования: из 2019-го переходят в 2020-й только то, что приносит очевидную пользу и делает обучение быстрым и эффективным. Мы собрали 7 главных трендов, которые удержат свои позиции и на будущий год.

1. Microlearning

Микрообучение – для тех, у кого желания учиться много, свободного времени мало, а разбираться в огромных потоках информации сложно. Особенно хорошо этот тренд зарекомендовал себя в корпоративных образовательных программах и системе онлайн-курсов: обучение проводится короткими «сериями», которые легко усвоить и запомнить.

2. Роботизация

Робот освобождает человеку время, чтобы сделать то, на что искусственный интеллект не способен. В этом заключается смысл чат-ботов, которые взяли на себя обработку первичной информации и успешно справляются со своей задачей. В сфере образования в том числе: например, бот Минобрнауки РФ, который отвечает на вопросы о сдаче ЕГЭ в официальном паблике ведомства «ВКонтакте» с 2018-го года и продолжит делать это в 2020-м.

3. Нетворкинг

Современная сфера образования не просто даёт знания, но и показывает, где можно их применить, знакомит ученика с предстоящей сферой деятельности на практике и даёт возможность пообщаться с потенциальными работодателями. Чем практичнее подход к обучению, тем проще привлечь учеников – нетворкинг играет большую роль, которая становится для сферы образования всё важнее.

4. Синтез форматов

Обучение, совмещённое с игровыми практиками любого формата – тренд, который проник во все направления, от дошкольного до корпоративного образования. Совмещать приятное с полезным стало как никогда популярно: студенты проходят образовательные квесты, в творческих летних лагерях школьники тестируют оборудование предприятий, на которых хотят работать, а представители образовательных стартапов собираются на загородные сессии-интенсивы.

5. Виртуальность

Виртуальная, дополненная, смешанная – реальность, которая воспроизводит оффлайн-условия в онлайн-среде, переходит из разряда трендов в разряд необходимых условий обучения. Технологии дают возможность эффективно практиковаться, не рискуя ничем: такой формат особенно актуален для профессий, связанных с риском неразрывно, а для всех остальных VR или AR служат удобной иммерсивной средой, соединяющей учителя и ученика в любых точках мира.

6. Искусственный интеллект

AI (Artificial Intelligence), или искусственный интеллект – тренд-новичок: технологии только начали развиваться в этом направлении, но им уже прочат большое будущее в сфере образования. В ближайшие годы мы увидим, как будет расти это направление, и в том, насколько успешным будет процесс, многое зависит от разработчиков – чтобы использовать искусственный интеллект в образовательных программах, его самого необходимо сначала обучить.

7. Персонализация

Информации много, разобраться в ней сложно, и ученик, желающий найти то, что ему нужно, ищет реперные точки, позволяющие выбрать подходящее направление. Собирая образовательную программу под конкретного пользователя, как конструктор, в онлайн-образовании можно не только выиграть время, но и занять свою нишу поставщика контента. Полностью процесс персонализации пока не автоматизирован, и всё зависит от того, насколько привлекательным будет сообщество, которое создаётся вокруг каждого обучающего направления.


«Московская электронная школа» – это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, один из ключевых проектов столичной системы образования для учителей, детей и родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах Москвы. В списке сервисов МЭШ: многофункциональные сенсорные панели вместо меловых досок, цифровые учебники и тесты, электронный дневник, журнал и база сценариев уроков – Библиотека МЭШ. Проект был запущен в 2016 году, сейчас им пользуются уже более 55 000 учителей, и их количество постоянно растёт.

Стандарт лекций уходит в прошлое, но задача учителя остаётся прежней – увлечь каждого и сделать обучение эффективным. Как же добиться успеха? Педагогам помогают новые техники и обучающие практики, ставшие общемировыми трендами, среди которых почётное место занимает геймификация – трансформирование образовательных процессов в викторины, квесты и онлайн-игры.

Футурологи и аналитики дают роботизации ещё 10 лет на подготовку: по прогнозам специалистов, к 2030 году доля рабочих мест, занятых роботами на рынках труда западных стран, вырастет до 40%. Значит ли это, что постепенно машины оставят людей без работы? Вовсе нет! Роботизация даёт людям плюсы и кроме очевидных: место под солнцем, которое займут специалисты будущего, зависит в первую очередь от них самих. Мы приведём главные доводы в пользу выхода роботов на рынок труда.

Учебный год в разгаре, а вместе с уроками для школьников началась подготовка к олимпиадам и выпускным экзаменам. Каждый год по всей стране проводится Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам, и ученики московских школ традиционно показывают хорошие результаты – в последний раз призёрами (742) и победителями (204) олимпиад стали ученики 228 школ города. Медали, призы и поступление в вуз вне конкурса, умение решать задачи в сжатые сроки и работать над собой – это ещё далеко не всё, что могут дать олимпиады и экзамены. Как к ним подготовиться правильно? Команда «Города образования» собрала лайфхаки для учителей, школьников и их родителей.

Сказкотерапия применяется как способ передачи важной информации, богатого опыта и истории общества, а также инструмент для решения проблем и развития талантов. Популярный способ воспитания можно применять и в школе, и дома, чтобы привить детям правильные навыки поведения: моральные нормы, заложенные в сказках, ребёнок может легко примерить на себя, а совместное создание волшебной истории поможет развить креативность. Истории, которые можно читать и сочинять детям и взрослым, несут в себе разную смысловую нагрузку и преследуют различные цели.

Аббревиатура LLL означает life-long learning – непрерывное обучение. Понятие существует с 1993 года и означает добровольное стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Такие причины есть у каждого: для того, чтобы добиться успеха в стремительно меняющемся мире, образование необходимо, и обновлять знания и навыки нужно постоянно.

Как получить то, чего у вас никогда не было? Делать то, чего вы никогда не делали! Научиться мыслить нестандартно и повысить продуктивность можно с помощью мыслительных методик, которые под силу каждому вне зависимости от возраста.

Онлайн-обучение – это удобно, доступно и зачастую даже бесплатно, но для того, чтобы сделать любые курсы эффективными, нужно учесть главные образовательные тренды. Мы собрали короткий гайд по самым актуальным направлениям учёбы в сети.

Технологии развиваются, и это отражается на всём, в том числе и на обучающих практиках. Какие термины нужно знать учителям нового поколения, чтобы найти общий язык со своими учениками и привить им навыки, необходимые для успешного развития карьеры в современном мире? Мы составили ТОП-5 терминов сферы образования, которые нужно знать каждому, кто хочет успешно учить и учиться.

Инновации и технологии окружают нас везде и скоро могут стать привычной частью школьной программы. Институт развития интернета (ИРИ) предложил включить в неё уроки будущего: основы цифровой грамотности и программирование, работу с big data, решение изобретательских задач, изучение квантовых технологий и искусственного интеллекта, киберспорт, робототехнику, VR-архитектуру и web-дизайн.

Редкие исторические документы появились в МЭШ с марта – в свободном доступе размещены альбомы с фотографиями Москвы с военных лет до сегодняшних дней, а теперь архив пополнился альбомом «Москва 1990–2000-х годов в фотографиях».

Олимпиада Мегаполисов – международное командное соревнование школьников, которое ежегодно проводится в Москве по инициативе Мэра Сергея Собянина. Участие в интеллектуальном состязании принимают ученики в возрасте 14-18 лет из крупнейших городов мира.

Время заседания неформальной рабочей группы назначили во время проведения третьего Московского международного форума ключевые спикеры «Города образования»: Мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и глава департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

«Город образования-2019» стал рекордным не только по числу гостей, но и по уровню технологий: в 75-м павильоне ВДНХ презентовали самые передовые образовательные инновации. Технологии XXI века стремительно развиваются – то, о чём писали фантасты, не только воплотилось в жизнь, но и превзошло самые смелые ожидания. О пяти вещах из фантастических книг, показанных на форуме «Город образования» – в нашем материале.

Съезд традиционно организует перед началом учебного года Межпредметная ассоциация столичных учителей. В этом году педагоги Москвы и регионов провели собрание в рамках самого крупного в мире международного образовательного форума «Город образования», чтобы не только обменяться опытом, но и принять участие в выставочной и деловой программе.