Учимся, играя: как работает геймификация в школе
27.09.2019
Стандарт лекций уходит в прошлое, но задача учителя остаётся прежней — увлечь каждого и сделать обучение эффективным. Как же добиться успеха? Педагогам помогают новые техники и обучающие практики, ставшие общемировыми трендами, среди которых почётное место занимает геймификация — трансформирование образовательных процессов в викторины, квесты и онлайн-игры.
Приём уже успешно используют московские учителя: например, в школе № 1363 педагоги Светлана Шихова, Елена Сиверенко и Ольга Кузнецова создали для детей интерактивные математические игры «Приключения Незнайки в стране обыкновенных дробей» и «Приключения Оли и Коли в стране десятичных дробей». На самом деле включение элементов игры в образовательный процесс — явление не новое: вы можете убедиться в этом, вспомнив собственное обучение в начальной школе. В современном мире, где геймификацией охвачено всё, от скидочных систем и рейтингов в такси до мобильных приложений, сфера образования не могла остаться в стороне. Педагоги всё чаще применяют игры на уроках, и это работает, потому что…

…увлекает.

Геймификация урока похожа на MMORPG-игры: в многопользовательском задании можно играть роль того или иного персонажа, сражаясь за первое место с другими учениками. Школьники могут зарабатывать баллы, но старт у всех один, как и цель, а отличает участников друг от друга только количество знаний: игра ликвидирует боязнь плохих оценок, сосредотачивая внимание на главном — собственно обучении.

…объединяет.

Играть любят все, и в игре командная работа тренируется очень эффективно: если дать задание не каждому ученику отдельно, а группам школьников, выполнение работы станет более качественным. Есть ещё один бонус: игра даёт множество положительных эмоций, она увлекает, и её хочется обсудить с товарищами по команде. Прокручивая в разговоре между собой этапы игры, школьники закрепляют пройденный материал самым естественным образом.

…развивает.

Не только учеников, но и учителя — нужно не просто превратить материал урока в игровой процесс, но и учесть все нюансы. Необходимо поставить во главу угла не игру, а обучение, чтобы внимание детей было сосредоточено не на гонке и получении баллов, а на результате — знаниях, которые пригодятся им в будущем. Сделать это поможет правильно выбранная технология геймификации: к слову, существует множество общедоступных курсов, в том числе сетевых, где педагоги могут научиться применять самые актуальные тренды в своей работе.

Lesson gamification is similar to MMORPG games: in a multiplayer task, you can play the role of a character, fighting for first place with other students. Schoolchildren can earn points, but everyone has the same start as the goal, and only the amount of knowledge distinguishes the participants from each other: the game eliminates the fear of poor grades, focusing on the main thing — the training itself.

… unites.

Какая игра на уроке уместна, а какая нет — решать педагогу: например, в США физик и веб-разработчик Шон Янг создал для своих учеников многопользовательскую ролевую игру Class Craft, а учитель географии из США Дэвид Хантер — квест, в котором детям нужно было спастись от зомби-апокалипсиса, прокладывая маршрут на местности с учётом географических знаний. Можно ли учиться, играя? Определённо, пренебрегать геймификацией не стоит, как не стоит и забывать о том, что главной целью должен быть не процесс, а результат: если проводить игру ради игры, это будет весело и интересно, но в конечном итоге бесполезно.

«Московская электронная школа» – это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, один из ключевых проектов столичной системы образования для учителей, детей и родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах Москвы. В списке сервисов МЭШ: многофункциональные сенсорные панели вместо меловых досок, цифровые учебники и тесты, электронный дневник, журнал и база сценариев уроков – Библиотека МЭШ. Проект был запущен в 2016 году, сейчас им пользуются уже более 55 000 учителей, и их количество постоянно растёт.

Стандарт лекций уходит в прошлое, но задача учителя остаётся прежней – увлечь каждого и сделать обучение эффективным. Как же добиться успеха? Педагогам помогают новые техники и обучающие практики, ставшие общемировыми трендами, среди которых почётное место занимает геймификация – трансформирование образовательных процессов в викторины, квесты и онлайн-игры.

Футурологи и аналитики дают роботизации ещё 10 лет на подготовку: по прогнозам специалистов, к 2030 году доля рабочих мест, занятых роботами на рынках труда западных стран, вырастет до 40%. Значит ли это, что постепенно машины оставят людей без работы? Вовсе нет! Роботизация даёт людям плюсы и кроме очевидных: место под солнцем, которое займут специалисты будущего, зависит в первую очередь от них самих. Мы приведём главные доводы в пользу выхода роботов на рынок труда.

Учебный год в разгаре, а вместе с уроками для школьников началась подготовка к олимпиадам и выпускным экзаменам. Каждый год по всей стране проводится Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам, и ученики московских школ традиционно показывают хорошие результаты – в последний раз призёрами (742) и победителями (204) олимпиад стали ученики 228 школ города. Медали, призы и поступление в вуз вне конкурса, умение решать задачи в сжатые сроки и работать над собой – это ещё далеко не всё, что могут дать олимпиады и экзамены. Как к ним подготовиться правильно? Команда «Города образования» собрала лайфхаки для учителей, школьников и их родителей.

Сказкотерапия применяется как способ передачи важной информации, богатого опыта и истории общества, а также инструмент для решения проблем и развития талантов. Популярный способ воспитания можно применять и в школе, и дома, чтобы привить детям правильные навыки поведения: моральные нормы, заложенные в сказках, ребёнок может легко примерить на себя, а совместное создание волшебной истории поможет развить креативность. Истории, которые можно читать и сочинять детям и взрослым, несут в себе разную смысловую нагрузку и преследуют различные цели.

Аббревиатура LLL означает life-long learning – непрерывное обучение. Понятие существует с 1993 года и означает добровольное стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Такие причины есть у каждого: для того, чтобы добиться успеха в стремительно меняющемся мире, образование необходимо, и обновлять знания и навыки нужно постоянно.

Как получить то, чего у вас никогда не было? Делать то, чего вы никогда не делали! Научиться мыслить нестандартно и повысить продуктивность можно с помощью мыслительных методик, которые под силу каждому вне зависимости от возраста.

Онлайн-обучение – это удобно, доступно и зачастую даже бесплатно, но для того, чтобы сделать любые курсы эффективными, нужно учесть главные образовательные тренды. Мы собрали короткий гайд по самым актуальным направлениям учёбы в сети.

Технологии развиваются, и это отражается на всём, в том числе и на обучающих практиках. Какие термины нужно знать учителям нового поколения, чтобы найти общий язык со своими учениками и привить им навыки, необходимые для успешного развития карьеры в современном мире? Мы составили ТОП-5 терминов сферы образования, которые нужно знать каждому, кто хочет успешно учить и учиться.

Инновации и технологии окружают нас везде и скоро могут стать привычной частью школьной программы. Институт развития интернета (ИРИ) предложил включить в неё уроки будущего: основы цифровой грамотности и программирование, работу с big data, решение изобретательских задач, изучение квантовых технологий и искусственного интеллекта, киберспорт, робототехнику, VR-архитектуру и web-дизайн.

Редкие исторические документы появились в МЭШ с марта – в свободном доступе размещены альбомы с фотографиями Москвы с военных лет до сегодняшних дней, а теперь архив пополнился альбомом «Москва 1990–2000-х годов в фотографиях».

Олимпиада Мегаполисов – международное командное соревнование школьников, которое ежегодно проводится в Москве по инициативе Мэра Сергея Собянина. Участие в интеллектуальном состязании принимают ученики в возрасте 14-18 лет из крупнейших городов мира.

Время заседания неформальной рабочей группы назначили во время проведения третьего Московского международного форума ключевые спикеры «Города образования»: Мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и глава департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

«Город образования-2019» стал рекордным не только по числу гостей, но и по уровню технологий: в 75-м павильоне ВДНХ презентовали самые передовые образовательные инновации. Технологии XXI века стремительно развиваются – то, о чём писали фантасты, не только воплотилось в жизнь, но и превзошло самые смелые ожидания. О пяти вещах из фантастических книг, показанных на форуме «Город образования» – в нашем материале.

Съезд традиционно организует перед началом учебного года Межпредметная ассоциация столичных учителей. В этом году педагоги Москвы и регионов провели собрание в рамках самого крупного в мире международного образовательного форума «Город образования», чтобы не только обменяться опытом, но и принять участие в выставочной и деловой программе.