Какими навыками должны обладать выпускники через 10 лет? Ответы на этот вопрос ищут участники Форума «Город образования»
31.08.2018

Какими навыками должны обладать выпускники через 10 лет? Ответы на этот вопрос ищут участники Форума «Город образования»

31 августа 2018 года, во второй день работы Московского международного форума «Город образования», состоялась Международная конференция «Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения».

В рамках конференции руководители органов управления образования и эксперты ведущих исследовательских организаций в сфере образования обсудили опыт модернизации систем образования в различных странах для соответствия современным требованиям.

«Важно, чтобы выделялись средства на систему образования. Но не всё и всегда решают средства. Важны ещё те условия и те основы, что есть в системе образования, — отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. — Это прежде всего стандарты, единые требования к содержанию образования по предметам, требования к условиям обучения, качественные, выверенные учебники и учебные пособия».

В рамках дискуссии обсуждались вопросы, какими навыками и компетенциями должны обладать выпускники через 10-15 лет. По мнению Сергея Кравцова, это «фундаментальные знания и использование фундаментальных знаний в практике, о чём говорит исследование PISA. Но ещё очень важно, и об этом нельзя забывать, — те компетенции и навыки, которые лежат в воспитательной работе, так называемые социально-эмоциональные компетенции. Они сегодня очень актуальны и очень востребованы».

Руководитель Департамента образования и навыков OECD Андреас Шляйхер подробно остановился на проблеме возросшего объёма информации и постоянных изменений механизмов получения информации. Он отметил, что «сейчас вы идёте в Яндекс, Google и ищете там ответы на свои вопросы. И никто не может вам сказать, что правильно и неправильно сделать. Просто сейчас конструктивные знания, другая система построения знаний».

«Исследования нейропсихологии, исследования мозга показали, что надо несколько менять подходы к обучению. Есть много важных предметов, и в то же время надо фокусироваться на междисциплинарном обучении, — подчеркнул Андреас Шляйхер. — В прошлом каждый учитель вёл отдельный предмет, но сейчас нужна интеграция». В связи с этим возникает много вопросов к системе образования, в первую очередь связанных с тем, как изменить образовательную среду, как разработать новые стандарты обучения, как изменить программы подготовки учителей.

Исполнительный директор IEA Дирк Хастедт поделился с участниками дискуссии результатами международных исследований, нацеленных на выявление особенностей организации учебного процесса, которые позитивно отражаются на результатах освоения образовательных программ. Одним из таких факторов выступает доброжелательная образовательная среда и учебный процесс.

«Возможность обсуждать, давать ученикам возможность высказывать свои мнения, доверять им, — это всё имеет большое значение для тех результатов, которые они достигнут», — сообщил Дирк Хастедт. Он отметил, что «открытые классы, доброжелательная атмосфера, где ученики стимулируются к обсуждению», повышают уровень доверия в образовательном процессе.

Сергей Кравцов обратил внимание участников дискуссии и аудитории на один из важных результатов исследований IEA, который говорит об инерционности систем образования. «Те усилия, которые делаются в образовании, они видны не сразу. 5-10 лет — срок, когда можно оценить эффективность того или иного решения, тех или иных усилий», — отметил глава Рособрнадзора. Поэтому результаты тех преобразований, который происходят в образовании сейчас, также будут заметны через определённое время.

Фотогалерея Видеогалерея Презентация спикеров