• /
  • /
Научная реальность: 5 инноваций форума «Город образования» из фантастических книг
08.09.2019
«Город образования — 2019» стал рекордным не только по числу гостей, но и по уровню технологий: в 75-м павильоне ВДНХ презентовали самые передовые образовательные инновации. Технологии XXI века стремительно развиваются — то, о чём писали фантасты, не только воплотилось в жизнь, но и превзошло самые смелые ожидания. О пяти вещах из фантастических книг, показанных на форуме «Город образования» — в нашем материале.
Перед началом учебного года передовые эксперты и представители крупнейших компаний со всего мира презентовали свои инновационные разработки в сфере образования, которые можно было не только увидеть своими глазами, но и протестировать на интерактивных площадках форума. О многом из того, что представили на «Городе образования», раньше можно было только мечтать — и писать в фантастических книгах. Теперь фантазии стали реальностью — будущее наступило, и каждый желающий мог убедиться в этом в 75-м павильоне ВДНХ.
Голограмма
Одним из самых популярных стендов этого года стала масштабная голографическая презентация образовательных проектов Москвы, которой гости могли управлять сами с помощью тачпада. В качестве бонуса организаторы создали анимированную фотозону с танцующей голограммой великого физика Альберта Эйнштейна, которая вызвала на форуме ажиотаж — гости буквально вставали в очередь, чтобы получить отличное видео в Instagram. В научной фантастике прошлых лет голограмма — едва ли не самая популярная фантазия: стоит вспомнить культовые «Звёздные войны» и переговоры с трёхмерной голубой принцессой Леей в четвёртом эпизоде, сделанной роботом R2-D2.
Электронные карты
Чтобы купить еду, кошелёк с наличными брать не обязательно — достаточно карты. В 2019 году это не удивляет никого, но в 1888 году электронные платежи считались фантастикой: в книге «Взгляд назад» американский утопист Эдвард Беллами впервые описал дебетовые карты и супермаркеты. Будущее наступило, и электронные карты в нём стали привычной частью жизни, но технологии шагнули дальше самых смелых предположений фантастов. Убедиться в этом каждый посетитель форума мог на стенде Департамента образования и науки города Москвы: гости познакомились с работой электронной карты «Москвёнок», которая не только позволяет школьнику оплачивать продукты в школьной столовой, но и сообщает родителям, во сколько ребёнок пришёл в школу, приложив карту к турникету на входе.
Спутники Марса
Фантастикой в прямом смысле слова Деймос и Фобос назвать нельзя, однако было время, когда об их существовании никто достоверно не знал. За 146 лет до официального открытия спутников Марса американским астрономом Асафом Холлом звездочёты летающего острова Лапута в «Путешествии Гулливера» 1726 года описали два небесных тела, летающих по разным орбитам вокруг «красной планеты». Свифт ошибся только в размерах орбит, но в остальном был прав, а сегодня Деймос, Фобос и другие небесные тела может увидеть каждый — и не только в планетарии. Покорить космос помогут астрономический VR-проект московской системы образования, неоднократно представленный на международных выставках и на форуме, а также проект «Лунная одиссея 2.0», созданный совместно с Роскосмосом партнёрами «Города образования» — компанией LEGO Education и издательством «Просвещение». Интерактивную педагогическую разработку, впервые презентованную на форуме, предполагается внедрять в школах повсеместно.
Роботы
Механические создания нового тысячелетия не только прилежно соблюдают законы культового фантаста Азимова, но и помогают школьникам учиться: на форуме «Город образования» робототехнике традиционно было уделено пристальное внимание. В том или ином виде управляемые устройства присутствовали едва ли не на каждом стенде, а самые увлечённые фанаты роботов могли проводить эксперименты с ними в специальной зоне. На соревнованиях «Миослалом» и «Нейролабиринт» будущие инженеры презентовали мобильного робота, движущегося по полосе препятствий по заданной траектории, а также уникальный авторский нейромеханизм, управляемый силой мысли. Кроме того, роботы, собранные столичными школьниками, сыграли в боулинг и проехали гоночный шорт-трек с возвращением в точку старта.
3D-технологии
Этого не могли вообразить даже самые смелые фантасты: на форуме «Город образования» можно было не только напечатать рисунок на стенде «Лаборатории дошкольника», но и рассмотреть все органы человеческого тела в трёхмерной проекции под любым углом — на стенде предпрофессиональных медицинских классов. Сделать это школьники могут и после завершения форума: в этом году генеральный партнёр «Города образования», ГК «Просвещение», совместно с Департаментом образования и науки города Москвы открыли проект «Среда «Просвещения».
«В июле на базе офиса ГК „Просвещение“ мы открыли RND-пространство, где представлены все наши решения, которые так или иначе уже существуют в школах и классах. Мы поддерживаем развитие предпрофессиональных классов, активно участвуем в развитии проекта „Московская электронная школа“ и не планируем на этом останавливаться, предлагая стратегические продукты для московских школьников», — отметил вице-президент ГК «Просвещение» Алексей Шаповалов.
Стенд «Просвещения» стал одним из самых крупных на форуме и расположился в одной зоне с ключевыми проектами Москвы. Познакомиться с научной реальностью «Города образования» можно прямо в процессе обучения: технологии, презентованные на форуме, активно используются и внедряются в московских школах.

«Московская электронная школа» – это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, один из ключевых проектов столичной системы образования для учителей, детей и родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах Москвы. В списке сервисов МЭШ: многофункциональные сенсорные панели вместо меловых досок, цифровые учебники и тесты, электронный дневник, журнал и база сценариев уроков – Библиотека МЭШ. Проект был запущен в 2016 году, сейчас им пользуются уже более 55 000 учителей, и их количество постоянно растёт.

Стандарт лекций уходит в прошлое, но задача учителя остаётся прежней – увлечь каждого и сделать обучение эффективным. Как же добиться успеха? Педагогам помогают новые техники и обучающие практики, ставшие общемировыми трендами, среди которых почётное место занимает геймификация – трансформирование образовательных процессов в викторины, квесты и онлайн-игры.

Футурологи и аналитики дают роботизации ещё 10 лет на подготовку: по прогнозам специалистов, к 2030 году доля рабочих мест, занятых роботами на рынках труда западных стран, вырастет до 40%. Значит ли это, что постепенно машины оставят людей без работы? Вовсе нет! Роботизация даёт людям плюсы и кроме очевидных: место под солнцем, которое займут специалисты будущего, зависит в первую очередь от них самих. Мы приведём главные доводы в пользу выхода роботов на рынок труда.

Учебный год в разгаре, а вместе с уроками для школьников началась подготовка к олимпиадам и выпускным экзаменам. Каждый год по всей стране проводится Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам, и ученики московских школ традиционно показывают хорошие результаты – в последний раз призёрами (742) и победителями (204) олимпиад стали ученики 228 школ города. Медали, призы и поступление в вуз вне конкурса, умение решать задачи в сжатые сроки и работать над собой – это ещё далеко не всё, что могут дать олимпиады и экзамены. Как к ним подготовиться правильно? Команда «Города образования» собрала лайфхаки для учителей, школьников и их родителей.

Сказкотерапия применяется как способ передачи важной информации, богатого опыта и истории общества, а также инструмент для решения проблем и развития талантов. Популярный способ воспитания можно применять и в школе, и дома, чтобы привить детям правильные навыки поведения: моральные нормы, заложенные в сказках, ребёнок может легко примерить на себя, а совместное создание волшебной истории поможет развить креативность. Истории, которые можно читать и сочинять детям и взрослым, несут в себе разную смысловую нагрузку и преследуют различные цели.

Аббревиатура LLL означает life-long learning – непрерывное обучение. Понятие существует с 1993 года и означает добровольное стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Такие причины есть у каждого: для того, чтобы добиться успеха в стремительно меняющемся мире, образование необходимо, и обновлять знания и навыки нужно постоянно.

Как получить то, чего у вас никогда не было? Делать то, чего вы никогда не делали! Научиться мыслить нестандартно и повысить продуктивность можно с помощью мыслительных методик, которые под силу каждому вне зависимости от возраста.

Онлайн-обучение – это удобно, доступно и зачастую даже бесплатно, но для того, чтобы сделать любые курсы эффективными, нужно учесть главные образовательные тренды. Мы собрали короткий гайд по самым актуальным направлениям учёбы в сети.

Технологии развиваются, и это отражается на всём, в том числе и на обучающих практиках. Какие термины нужно знать учителям нового поколения, чтобы найти общий язык со своими учениками и привить им навыки, необходимые для успешного развития карьеры в современном мире? Мы составили ТОП-5 терминов сферы образования, которые нужно знать каждому, кто хочет успешно учить и учиться.

Инновации и технологии окружают нас везде и скоро могут стать привычной частью школьной программы. Институт развития интернета (ИРИ) предложил включить в неё уроки будущего: основы цифровой грамотности и программирование, работу с big data, решение изобретательских задач, изучение квантовых технологий и искусственного интеллекта, киберспорт, робототехнику, VR-архитектуру и web-дизайн.

Редкие исторические документы появились в МЭШ с марта – в свободном доступе размещены альбомы с фотографиями Москвы с военных лет до сегодняшних дней, а теперь архив пополнился альбомом «Москва 1990–2000-х годов в фотографиях».

Олимпиада Мегаполисов – международное командное соревнование школьников, которое ежегодно проводится в Москве по инициативе Мэра Сергея Собянина. Участие в интеллектуальном состязании принимают ученики в возрасте 14-18 лет из крупнейших городов мира.

Время заседания неформальной рабочей группы назначили во время проведения третьего Московского международного форума ключевые спикеры «Города образования»: Мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и глава департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

«Город образования-2019» стал рекордным не только по числу гостей, но и по уровню технологий: в 75-м павильоне ВДНХ презентовали самые передовые образовательные инновации. Технологии XXI века стремительно развиваются – то, о чём писали фантасты, не только воплотилось в жизнь, но и превзошло самые смелые ожидания. О пяти вещах из фантастических книг, показанных на форуме «Город образования» – в нашем материале.

Съезд традиционно организует перед началом учебного года Межпредметная ассоциация столичных учителей. В этом году педагоги Москвы и регионов провели собрание в рамках самого крупного в мире международного образовательного форума «Город образования», чтобы не только обменяться опытом, но и принять участие в выставочной и деловой программе.